военно медицинский музей мо

thumb 1
Оптимизация сайта.

Далее, исследователь затрагивает одну из ключевых проблем истории литературы вообще - проблему соотношения стиха и прозы. Это касается не только места собственно прозаических произведений в его творчестве (в статье есть интересные наблюдения над «Романом о девочках»), но прежде всего - прозаизации стиха, его приближения к разговорной речи на уровне ритма, лексики, прозаических вставок. Особенно важной автор книги считает здесь традицию Маяковского, решительно обновившего фактуру русского стиха. С другой стороны, в некоторых исповедально-монологических произведениях Высоцкого («Мой Гамлет», «Я к вам пишу») «эффект полной откровенности, душевной незащищённости достигается отказом от ритмической изобретательности» (с. 168). Ещё один вектор размышлений автора книги - место Высоцкого в поколении «шестидесятников». Вопреки господствовавшему в годы Перестройки мнению о Высоцком как поэте-трибуне и борце с тоталитаризмом, Вл. И. Новиков полагает (для многих тогдашних читателей тоже неожиданно), что «доминанта мира Высоцкого - философская», в то время как «доминанта “шестидесятничества” - социальная» (с. 191). Если коллеги Высоцкого по перу (Евтушенко и другие) верили в общественный прогресс, то Высоцкого отличали «вера в человеческое начало и диалектический скепсис в оценке социального опыта человечества» (с. 191, 192). В одной из позднейших своих работ Вл. И. Новиков назовёт Высоцкого, наряду с Андреем Тарковским и Иосифом Бродским, не «шести-», а «семидесятником». Стоит сказать о том, что в начале 90-х годов стали появляться книги о Высоцком, написанные не только профессиональными филологами, но и дилетантами. Высоцкий - как, скажем, Пушкин или «Слово о полку Игореве» - принадлежит, как оказалось, к явлениям, вокруг которых возникает «народное литературоведение». Порой едва ли не единственным достоинством таких книг является искренняя любовь автора к своему герою. Характерный пример - статья Г. Шевчука с нескладно-высокопарным названием «Высокое одиночество Высоцкого, или - Недопонимание», претенциозно представленная в аннотации как «фрагменты трактата-исследования».