
Отношение к профессии Как бы ни улучшался музыкально-образовательный процесс в высшей школе, выпускника вуза нельзя рассматривать как готового, сложившегося учителя-музыканта. Когда стремятся подготовить такого специалиста, широковещательно заявляя об этом самим студентам, то создают у них опасное заблуждение, что училище и институт могут методологически, методически и личностно вооружить их на все случаи педагогической жизни. Первые же самостоятельные шаги обнаруживают, что реальный опыт профессиональной учительской деятельности значительно сложнее студенческой практики, а подготовка учителя-музыканта к работе в школе есть нечто более сложное, чем хорошие оценки в дипломе. Поскольку педагогическая наука имеет свой предмет исследования, в поле ее зрения оказывается лишь определенный аспект педагогической практики. Между тем воспитательные ситуации, с которыми сталкивается учитель-музыкант с первого дня работы в школе, всегда носят комплексный характер. Для их решения необходим весь арсенал психолого-педагоги- ческих и музыкальных знаний. Конкретные задачи, которые встают перед учителем после его прихода в школу, отличаются от учебных, а информация, в которой он нуждается, должна носить иной характер, нежели система знаний, усвоенных на студенческой скамье. Эти особенности начала самостоятельной деятельности во многом определяют первые впечатления от работы в школе, оценки первых трудностей и проблем. При смене ведущего вида деятельности они неизбежны. Более того, их преодоление, требуя напряжения сил, поиска и размышлений, стимулирует развитие личности молодого учителя-музыканта, в особенности же таких ее качеств, как самостоятельность, принципиальность, эмпатия, уважение чужого мнения о музыкальном произведении. Зачастую цель музыкальной деятельности на уроке или на занятиях внеклассного музыкального коллектива сводится у молодого учителя лишь к внешним, «техническим» показателям: сформированности вокально-хоровых навыков, умений игры на металлофоне или свирели, принятия певческой установки и достижения чистоты в движениях под музыку.