государственный военный музей заповедник

thumb 1
Утюги

Размышления об историке Размышления об историке, необходимом России, представлены в песне В. Долиной о Н. Эйдельмане «Он не протестант, не католик.» (1983)19. В ней содержатся скрытые цитаты, отсылающие к книгам Эйдель- мана (даже к их названиям): «Апостол Сергей» и другим книгам о декабристах («Ему улыбается Пестель, / Апостол склоняет главу»), «Колокольчик Ганнибалов» («Потомок идет Ганнибалов»), - а также к «Восковой персоне» Ю. Тынянова и «Путешествию дилетантов» Б. Окуджавы («Стоят восковые персоны / И мчат дилетанты в ночи»). Образ Карамзина присутствует подспудно, вводится перефразированной цитатой из книги Н. Эй- дельмана «Последний летописец» (а у него - из Пушкина): «Он не открывает америк / Россия его материк». Но этот образ самый развернутый, потому что совпадает с характеристиками адресата стихотворения и, в целом, с портретом идеального «российского историка». Даже внешне В. Долина стилизует своего героя-адресата «под XVIII-XIX век» (а может быть, и дальше вглубь, «под летописца»): Он грудью к столу приникает, Глядит на бумаги хитро. Чернила к себе придвигает, Гусиное точит перо. В финале песни, когда речь заходит о «нашем» времени, Эйдельман будто бы не принадлежит ему, сохраняя что-то из «того», глядя из «того» времени: «И ходит с пером между нами.». Но главное, конечно, внутренние принципы историка, и они вполне совпадают с карамзинскими, созданными самим Эйдель- маном в «Последнем летописце»: Он не протестант, не католик [вариант: «Не христианин, не католик»] (Пошире держите карман!) - Он просто российский историк Историк Натан Эйдельман. Средь моря речей и риторик, Средь родины нашей большой - О как же нам нужен историк, Историк с российской душой. Историк без лишних истерик С вельможи потянет парик . Он не открывает америк - Россия его материк. Непредвзятость, незаданность истории идеей и некрикливый, нериторический патриотизм - то, что сам Эйдельман ценил в Карамзине.