
Из вреза (куда более развёрнутого, чем у Высоцкого) узнаём, что поэт «некоторые свои стихи пел под гитару на собственную мелодию»; одна даже названа - «ставшая популярной песня “Ах ты, палуба, палуба”» (с. 518). Но в подборку Д. Сухарев включил только песни, музыку к которым написали другие авторы. Получается, что в антологии представлен поэт Шпаликов, но бард Шпаликов, и без того почти не известный читателю и слушателю (его немногочисленные авторские фонограммы не изданы), ею фактически проигнорирован. Немного странно при этом, что «литературоцентричный» составитель склонен апеллировать к авторитетам не столько литературно - критическим и литературоведческим (чего жанр антологии вообще-то требует), сколько к КСПэшным, предполагающим оценки всё же любительские, «самодеятельные». Так, критерий номер один для авторской песни он видит в том, «признано» ли произведение «своим в Государстве КСП» (с. 28). Стоит ли придавать этому, довольно расплывчатому, критерию такое большое значение? Известно, что крупнейшие барды от КСП были далековаты и считали себя профессиональными поэтами, даже если и не имели членского билета Союза писателей. Между тем, в одном из входящих в статью очерков под общим названием «Введение в субъективную бардистику» Д. Сухарев приводит «попавший ему на глаза реестр бардов по версии президента одного из КСП» (с. 29), состоящий из восемнадцати имён. Любопытно, однако, что в этом «реестре» ни Пушкина, ни Ахматовой нет, зато Берковский и Никитин как раз есть. Составитель, конечно, не особенно скрывает, что его «бардисти- ка» - субъективная. Наверное, не обошлось здесь без вдохновляющего примера Евгения Евтушенко с его «Строфами века»: ведь если можно издать русскую поэзию «по Евтушенко», то почему нельзя издать авторскую песню «по Сухареву»? Да потому, что по «Строфам века» русскую поэзию изучать всё равно никто не будет - для того есть издания академические, есть и «объективные» антологии. Но первая антология по авторской песне, должная задать тон, требовала большей объективности, каковая и является главным условием самого жанра антологии. Без этого она грозит превратиться в сборник любимых песен составителя.